
Непридуманные истории из прошлого
Труженики тыла принимают поздравления с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне и юбилейные медали
Сегодня мы расскажем о жительнице Каргаска Александре Владимировне Батуриной и Анне Павловне Лобозеровой из села Павлово.
Хлебнули, конечно, лиха
Так про свое детство и юность говорит Алек-сандра Владимировна Батурина. Очень улыбчивая, обаятельная, добрая, светлая, открытая… Ей уже за девяносто, точнее — идет девяносто второй годок. Живет вместе с детьми: дочерью и зятем.
«И как же Вы поживаете, баба Шура?» - на этот вопрос она отвечает так: «Живу хорошо, можно даже сказать — отлично. Если бы вы только знали, как за мной все ухаживают. Вот дети в Томск поехали, внук со мной остался. Никогда не бываю в одиночестве. Волнуются за меня. Очень благодарна я своим близким за такую заботу».
Баба Шура знала, что ей предстоит принимать гостей. Очень готовилась к этому визиту. День ведь обещал быть знаменательным. Вручение юбилейной медали — событие совсем нерядовое.
Сначала поддалась на уговоры и вставать со своего диванчика не стала. Слушала добрые слова и пожелания главы района Андрея Ащеулова, сидя. Но когда речь дошла до президента и его поручения: вручить медаль, не смогла усидеть. «Все-таки встану», - сказала баба Шура, принимая переданные главой государства Владимиром Путиным слова благодарности за большой личный вклад в завоевание Победы в Великой Отечественной войне.
Вместе с главой района в гостях у труженицы тыла побывал депутат Законодательной Думы Томской области Сергей Винокуров. Подарил букет хризантем и, как доктор, пожелал здоровья на долгие годы…
После официальной части баба Шура с желанием рассказала о том, как она жила в годы военного лихолетья. В 1941-ом ей было всего восемь лет. Поначалу училась в школе, водилась с младшей сестрой, потом потихоньку стала работать. А в 10-летнем возрасте пришлось попрощаться со школой и учебой. Четыре класса так и не закончила.
«У нас в Подъельниках своя школа была. Семилетка, по-моему. Но какая мне учеба, если надеть и обуть нечего, да в голоде постоянно… Вот и пришлось основательно вступить на трудовой путь, - делится пережитым Александра Владимировна. - Пошла в колхоз. Там мы лен дергали, потом сушили его, потом обрабатывали на специальном станке».
Баба Шура до сих пор помнит те движения, которые нужно было делать тысячи раз в течение каждого дня. Показала их своим собеседникам, приговаривая: «Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп… Вот так мы лен трепали»…
Семья была многодетная — двое братьев и шестеро сестер. Александра Владимировна шестая по счету.
«Сейчас нас всего три сестры осталось. Одной — 89 лет, другой — 85-ть. Я — самая старшая. Мне уже 92», - уточнила труженица тыла. Довелось ей поработать и в клубе техничкой, и на сплаве, и в сельсовете. Особенно памятной для себя Александра Владимировна называет историю первых в жизни выборов.
«Это уже после войны было. Мне как раз исполнилось 18 лет. Должны были проходить выборы. И до того я хотела проголосовать, вы себе даже не представляете. Но руководством была поставлена задача: пойти нарочным в Третью точку. Вот сейчас, когда начну вспоминать прошлое, всегда прокручиваю в голове эту историю. И никак не могу понять: почему мне коня-то не дали и пешком отправили? Это же далеко от Подъельников, - уточняет Александра Владимировна. - Я надела мамино пальто. Оно длинное такое было. Шаль большая была. И валенки, само собой… Их я сама починяла. Босой ведь по морозу не побежишь. Сосновка, Дергачи, Пыжино, Усть-Ямы, а от них до Третьей точки еще километров восемнадцать, не меньше. День морозный выдался, как сейчас помню. Уже на подходе к Точке встретила двоих мужиков. Они на коне ехали. Спрашивают: «Девочка, ты куда пошла?».
«Рассказала им: кто я, откуда и что нарочным меня отправили, с документами, - продолжает Александра Владимировна Батурина. - А они мне: «У них сердце есть или нет его?! В такую даль девчонку отправили пешком». Спросили у меня спички. Никаких спичек, конечно же, у меня не было. Мужики дальше поехали. И я тоже свой путь продолжила. В Третьей точке отдала документы и тем же днем пошла в обратный путь. Иду, есть хочу, сил никаких нет. В Усть-Ямах немного погрелась. А накормили меня картошкой в мундирах только в Пыжино. По пути к нему было кладбище. Темно. Страшно. Мне казалось, что вот-вот из меня душа выпрыгнет. Думаю: только бы не оглянуться... И как только кладбище позади осталось, я бросилась со всех ног бежать… Потом была остановка в Дергачах. Недолгая. Я в Сосновку торопилась. Хотела успеть на коне до дома доехать. Но пришла поздно. Не успела. Так и шла весь обратный путь до Подъельников пешком. Все коленки себе признобила. Выборы закончились. Я не проголосовала. Очень обидно мне было. Но как сложилось, так сложилось. И ничего с этим не поделаешь».
Еще помнит Александра Владимировна, как они с братьями, отцом, мамой и снохой осенью шишку били. «У нас кедрач очень хороший был, - рассказывает она. - Мужики шишку бьют, а мы ее собираем, в огромные такие мешки, крапивными их называли. Не знаю почему, но таскать мне эти мешки приходилось. Взвалят на плечо. И я иду через болото. Тяжело. Слезы градом. Дойду до пенька, немного навалюсь на него, отдохну и дальше свой путь продолжаю. Когда из мешка все высыплю, за новой партией возвращаюсь… Вот такой была наша жизнь. Нелегкой. В тяжких трудах мы были с самого малолетства».
Александра Владимировна говорит, что никогда, даже в самых страшных мыслях, она не могла представить себе, что война с присущими ей горечью, жестокостью и потерями вновь повторится.
«Боль на сердце от всего, что творят сейчас эти фашисты. Смотрю телевизор. Слежу за тем, как наши фронтовики воюют. Переживаю за каждого, как за родного. Мы обязательно победим. Страна у нас сильная. Президент наш — хороший, грамотный, душой болеющий за народ и за страну. Не то, что этот Зеленский. Видеть его не могу. Пусть так и знает», - резюмировала баба Шура.
Только бы здоровье не подводило
Анну Павловну Лобозерову, проживающую вместе с дочерью и ее семьей в селе Павлово, навещали глава Андрей Ащеулов и прокурор Каргасокского района Юрий Бессмертных. Поздравили труженицу тыла с юбилеем Великой Победы, вручили юбилейную медаль, пожелав внимания со стороны родных и хорошего самочувствия.
Дочь Анны Павловны рассказала о том, что здоровья в последнее время ее маме очень недостает. Конечно, возраст сказывается, как-никак — 94 года. Ухаживают. В больницу за помощью обращаются. Делают все, чтобы жизнь Анны Павловны протекала спокойно и максимально комфортно, и чтобы она ни в чем не нуждалась.
Раньше Анна Павловна Лобозерова жила в Кемеровской области. Лет пять назад перевезли ее в Каргасокский район. Так и живет она здесь. И пусть живет подольше. Пусть встретит свой 80-ый День Победы. А потом еще и еще… И самое главное — здоровье пусть Анну Павловну не подводит.
Оксана Жукова, газета «Северная правда».